Политолог, эксперт Центра ПРИСП Артём Филиппов – о том, как, кто и почему перенес дату выборов президента Нигерии и чем может обернуться столь непростое решение.
В минувшую субботу избиратели Нигерии проснулись и обнаружили, что выборы президента страны, назначенные на 16 февраля, перенесены на неделю по причинам, которые Независимая национальная избирательная комиссия Нигерии (INEC) неопределенно назвала «вызовами», посетовав на неготовность избирательных участков в ряде регионов страны. Основные кандидаты осудили это решение и обвинили друг друга в переносе даты выборов.
Об изменении даты выборов было объявлено всего за пять часов до открытия избирательных участков. Властям страны пришлось принять трудное решение и теперь им придется подумать над тем, как обеспечить сохранность бюллетеней для голосования, уже доставленных в некоторые избирательные участки, особенно на фоне информации об уже имевших место поджогах нескольких избирательных пунктов.
Гражданские беспорядки, терроризм, убийства – самая густонаселенная и богатая нефтью и газом африканская страна находится на грани взрыва. Приверженность действующего президента Мохаммаду Бухари проведению свободных и справедливых выборов должна быть поставлена под серьезное сомнение.
5 февраля 2019 г. в прямом эфире нигерийского телевидения один из сторонников президента, губернатор провинции Анамбра и член правящей партии «Всеобщий прогрессивный конгресс» (APK) Вилли Обиано предупредил, что иностранные граждане, которые попытаются вмешаться в президентские выборы в Нигерии, вернутся домой в «мешках для трупов». Обиано призвал своих сторонников «убивать, убивать, убивать» любого, кто голосует за оппозиционную «Народно- демократическую партию» (PDP). Позднее Обиано открестился от своих слов.
В Нигерии власть президента практически ничем не ограничена, в стране не создана система политических сдержек и противовесов, почти полностью отсутствуют независимые СМИ. За несколько недель до выборов президент Бухари в нарушение Конституции страны отстранил председателя Верховного суда Нигерии, заменив его своим сторонником. Также совсем недавно президент назначил свою племянницу на ответственный пост в ЦИК страны. Ранее она никогда не занимала государственных должностей и, похоже, не имеет никакого опыта для этой работы. Два этих назначения могут стать ключевыми для исхода нигерийских президентских выборов.
Администрация президента Бухари не сделала ничего для возвращения беженцев-фермеров из т.н. «Среднего пояса» Нигерии (шесть штатов), спасающихся бегством в страхе за свою жизнь в результате набегов боевиков-исламистов. По разным оценкам, количество людей, не получающих никакой гуманитарной и экономической помощи, колеблется от 250 тысяч до 2 миллионов человек. Складывается впечатление, что боязнь населения Среднего пояса возвращаться в свои дома играет на руку администрации Бухари, ведь теперь эти люди не могут проголосовать против бездействующих властей, так как нигерийские избирательные законы допускают голосование только по месту жительства.
В конце прошлой недели главный прокурор Международного уголовного суда в Гааге сделал президенту Бухари крайне строгое предупреждение о недопустимости дальнейшего скатывания в непотизм (несколько ближайших родственников Бухари также занимают важные посты в президентской администрации) и угрозы проведению прозрачных и справедливых выборов.
В течение многих лет ни один нигерийский лидер не оставлял добровольно свой пост после поражения на выборах. В 2015 г. предшественник Бухари президент Гудлак Джонатан (лидер PDP) стал первым президентом страны, признавшим свой проигрыш, однако, по мнению ряда экспертов, сделал он это только в результате визита в Нигерию госсекретаря США Джона Керри, состоявшегося накануне выборов.
Нигерия сидит на пороховой бочке. Нетрудно представить, что произойдет, если итоги президентских выборов подтасуют в пользу действующей власти. Вся нигерийская нация с населением в 200 миллионов человек может взорваться в результате беспорядков и насилия, особенно на фоне действий радикальных исламских террористов из группировки «Боко Харам», присягнувших на верность ИГИЛ (организация, запрещенная в России). Возникнет серьезная угроза кризиса беженцев, которая способна затмить последствия «арабской весны». Вся Западная Африка окажется потрясенной.
Печать