Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов рассуждает о состоявшихся в Молдавии выборах в парламент и считает, что острая фаза политической борьбы еще впереди.
Если говорить про итоги выборов в молдавский парламент, важно, конечно, не количество голосов за конкретную партию, а количество полученных в результате депутатских мандатов. Несмотря на то, что Партия социалистов победила при голосовании в целом по партийным спискам, её победа может оказаться не такой уж и весомой - например, потому что прозападная Демократическая партия, обладающая, безусловно, бо'льшими ресурсами благодаря своему лидеру, олигарху Владу Плахотнюку, сумела одержать победу в большем количестве одномандатных округов, чем социалисты.
Итоговый расклад таков: из 101 манадата в парламенте Молдовы - от Партии социалистов, которую возглавляет президент республики Игорь Додон, будет 34 депутата. От Демократической партии, которая сейчас является правящей, 30 депутатов. У небольшой партии «Шор», носящей фамилию её основателя Илана Шора, 7 депутатских мандатов. 3 мандата получили независимые кандидаты. Ещё 27 будут от блока ACUM.
Блок ACUM – это правоконсервативная политическая сила, она ориентирована на европейский путь Молдовы. Лидер партии, Майя Санду, была кандидатом в президенты, оппонировала Игорю Додону два года назад и проиграла. Несмотря на то, что Демократическая партия и блок ACUM смотрят в одну сторону, причем противоположную от России, между ними есть серьезные противоречия. Во время этих выборов ACUM построил свою риторику как раз на антикризисной повестке, на критике действий правительства и правящей партии - партии демократов.
Сейчас социалисты набрали больше голосов избирателей, чем на прошлых выборах, но меньше, чем ожидали - они рассчитывали на то, что смогут получить более 50 мандатов своими силами и им ни с кем не надо будет объединяться.
Ни у одной из партий не получится сформировать большинство в парламенте и предложить президенту своего председателя правительства, чтобы потом сформировать кабинет министров. С социалистами, как это ни парадоксально, несмотря на то, что их лидер - президент, не будет кооперироваться никто. По сути, Партия социалистов - это единственная политическая сила в Молдавии, которая ориентирована на сотрудничество с Россией, на Москву, на Кремль, больше таких в стране нет. Были ещё коммунисты, которых возглавлял бывший президент Республики Молдова Владимир Воронин, но они набрали меньше 4% и пройти не смогли.
Кто все-таки может блокироваться и с кем? Про конфликт между ACUM и демократами мы уже говорили. Но, думаю, что западные кураторы, Евросоюз и румынское лобби сделают все для того, чтобы из демократов и представителей ACUM была сформирована коалиция. У них все равно одни ценности, общее понимание того, что Молдова должна идти европейским курсом. И противоречий у них меньше, несмотря на то, что ACUM пока демонстрирует свою оппозиционность по отношению к демократам.
На этом фоне, с кем будет объединяться «Шор», не так уж и важно - потому что при любом раскладе 7 депутатских мандатов этой партии, даже если к ним прибавить 3 независимых, суммарно набирают всего 10 мандатов. И они не делают никакой погоды ни для одной из партий. Ведь даже если представить, что партия «Шор» вместе с независимыми депутатами вдруг неожиданно решат объединиться с социалистами, это даст им максимум 44 мандата, а для формирования коалиции надо 51. Поэтому, на мой взгляд, более реалистична схема, в которой ACUM будет объединяться с демократами.
Что может произойти, если никто ни с кем не объединится и все останется так, как это есть сейчас? Президент республики Игорь Додон должен не позднее 30 дней с момента официального утверждения результатов выборов собрать первое заседание парламента. То есть приблизительно это должно произойти в конце марта. На этом заседании партии должны заявить о формировании коалиций и о согласованной кандидатуре руководителя парламента и председателя правительства.
Если этого не происходит в течении месяца, если партии не договорятся и такой коалиции сформировано не будет, то президент республики может распустить парламент и объявить о проведении в течении ближайших месяцев повторных выборов в парламент.
Я оцениваю такие шансы примерно 50 на 50. Оба варианта развития событий вполне вероятны. И вариант, что демократы и ACUM договорятся и сформируют антидодоновскую коалицию, и другой исход - что они договориться не смогут и Додон распустит парламент. В интресах президента, конечно, был бы предпочтителен второй вариант. Потому что за последние два года, что Додон был руководителем страны, у него не было никаких конструктивных взаимодействий ни с правительством, ни с парламентом, контролируемых демократами.
По молдавскому законодательству, парламент Молдавии может временно отстранить президента и назначить исполняющего его обязанности для принятия каких-то непопулярных, по мнению Додона, решений. За последние два года парламент Молдавии прибегал к такой возможности 5 раз. Как это происходило? Они отправляли большинством голосов в парламенте, который контролируют демократы, Додона в отставку на несколько часов, назначали вместо него и.о. президента - это, как правило, был руководитель парламента, подконтрольный демократам и Плахотнюку - принимали нужное им решение, а затем возвращали Додона на рабочее место.
У самого Игоря Додона, как у президента страны, есть рычаг для роспуска парламента, это прописано в конституции. Но важное условие – это он может сделать в том случае, если не формируется коалиция. Тогда он распускает парламент и назначает новые выборы. Поэтому, подчеркиваю, в его ситуации было бы лучше, чтобы его оппоненты не договорились.
Все это, конечно, понимают, и сейчас наверняка уже брошены значительные силы на то, чтобы антидодоновская коалиция сформировалась. Стоит учитывать и то, что у населения накопилась усталость от действий нынешней власти, в первую очередь, правительства и парламента. И для них результаты выборов через полгода могут быть еще хуже. Поэтому лучшее, что могут для себя сделать в текущих реалиях демократы и блок ACUM – это договориться, выдвинуть согласованные кандидатуры на руководителя парламента и председателя правительства, никоим образом не затягивать эту историю и не давать Додону возможность ещё больше нарастить рейтинг себе и своей партии.
Сейчас ведется очень много разговоров о том, что в ходе выборов была допущена масса нарушений. Это действительно так. Но при этом нет подтверждений и понимания - в чью сторону, в чью пользу совершались нарушения.
Например, целыми автобусами возили людей из Приднестровья в населенные пункты на правобережье. Специфика в том, что Приднестровье, конечно, является непризнанным государством, но по молдавскому законодательству все её жители - граждане Молдовы и, соответственно, могут прийти и проголосовать. Но - только на территории Молдовы. Поэтому, не удивительно, что в день голосования наблюдалось активное движение как раз в небольших городках и поселках на границе с Приднестровьем, туда действительно свозили много людей автобусами. Кто-то говорил, что за деньги людей мотивировали, и даже доказательства этому есть, но нет доказательств, за кого те голосовали - то ли за социалистов, то ли за демократов.
На мой взгляд, с учетом того, что по всем социологическим раскладам победа социалистов должна была быть более убедительной, есть основание полагать, что нарушения были как раз в сторону правящей партии демократов. Ведь больше 18-20% демократам не давали по всем социологическим прогнозам и исследованиям, а в итоге они набрали больше 25%, а по результатам распределения мест в парламенте и вовсе забрали практически треть депутатских мандатов.
Так или иначе, сейчас в Молдавии начинается время самой большой интриги – чем весь этот политический марафон закончится.
Печать