Фото с сайта:
souzveche.ru
Политолог Александр Шахов комментирует заявление президента республики Беларусь Александра Лукашенко о том, что Россия и Беларусь готовы объединиться. Не так давно мы с вами стали свидетелями неожиданного заявления президента республики Беларусь Александра Лукашенко в присутствии президента России Владимира Путина о готовности двух лидеров к объединению. На протяжении нескольких недель в СМИ вбрасывались данные различных соцопросов, теории и предположения причин подобного высказывания. Как заведено, мнения разнятся - от ярых противников до восторженных поклонников, от ревнителей суверенитета до сторонников единого исторического народа. Насколько это предложение реально?
В данном случае мы вынуждены признать, что прецедент присоединения территории уже имел место быть в нашем недалёком прошлом, вследствие чего риторика объединения двух государств вызывает повышенный интерес.
Напомним, что по данным ВЦИОМ по состоянию на 2017 года присоединение Крыма поддерживало 93% опрошенных россиян. С другой стороны, может присутствовать неоднозначность мнений населений двух стран по поводу столь неожиданных действий.
А непостоянство Александра Лукашенко в отношении российской власти (от порицания до уважения) добавляет ещё больше скептицизма. В частности, на прошлой неделе президент Беларуси заявлял о том, что 98% белорусов против объединения с Россией, а сегодня он сказал, что «на уровне правительств созданы группы для подготовки предложений о дальнейшем развитии объединительных процессов в рамках двойки». Вопрос о мотивах политика как никогда актуален.
Более того, вопрос интеграции или вхождения Беларуси в состав Российской Федерации (а никак не наоборот) является скорее экспертными домыслами, которые в случае изменения ситуации могут быть опровергнуты любым из лидеров стран. Напомним, что речь шла об «идее союзного строительства» и «объединении», но ни разу не уточнялся тот факт, что речь идёт о сращивании двух государственных структур. Чтобы подобная возможность хотя бы приобрела рамки международного законопроекта, требуется учесть множество факторов. Как то - мнения населений двух стран. По крайней мере, в России, по данным за 2017 год от Левада-центра, Беларусь воспринимается как самая дружественно настроенная страна . Или - приемлемость условий распределения экономических потоков в новых реалиях, реакция лидеров отдельных западных стран и многое другое.
На мой взгляд, наиболее интересным и захватывающим в вопросе объединения является способ возможной реализации. Инструменты, которые могут быть использованы для решения данного вопроса, не столь многочисленны, что в очередной раз вынудит юристов из госаппарата снова представить нам «дерзкое» и необычное решение. Будет ли это референдум, или давно забытое и подписанное соглашение? Может быть, нас ждёт новый субъект Российской Федерации или попытка создания конфедерации? Для того, чтобы сделать дальнейшие выводы, потребуется подождать как минимум до 2020 года, до новых выборов президента в республике Беларусь.
Печать