Фото с сайта:
Сергей Пятаков / РИА Новости
В нынешнем электоральном цикле «Партия перемен», председателем которой является Дмитрий Гудков, а в политсовет входит Ксения Собчак, примет участие в трех кампаниях: выборах в Мосгордуму, муниципальных выборах в Санкт-Петербурге, а также в выборах губернатора Липецкой области. Об этом Znak.com сказал Дмитрий Гудков. Других кампаний пока не планируется, несмотря на слухи о том, что Собчак размышляет об участии в выборах губернатора Санкт-Петербурга.
Мосгордума не дает «лицензии» на выборы в ГосдумуУчастие в кампании в Мосгордуму важно само по себе, однако не решает для «Партии перемен» проблему допуска к выборам в Госдуму в 2021 году без сбора подписей. По закону, чтобы не собирать подписи, партия должна иметь хотя бы один мандат в любом региональном Законодательном собрании. Однако победы в одномандатном округе будет недостаточно, сказал Znak.com электоральный эксперт, участник Научно-Экспертного совета при ЦИК Аркадий Любарев. В Мосгордуме же все места разыгрываются именно по одномандатным округам.
На осенних выборах 2019 года по плану должны пройти выборы в 13 Заскобраний. Кроме Москвы это Севастополь, Крым, Тульская, Волгоградская, Брянская области. Хабаровский край, Тыва, Татарстан, Марий Эл, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и республика Алтай. В случае, если «Партия перемен» не принимает участия в выборах по партийным спискам, у нее останется только единый день голосования 2020 года, чтобы попробовать взять хотя бы одно место в любом регионе и избавиться от необходимости собирать подписи.
У партии хватает проблем и без выборовПредседатель «Партии перемен» Дмитрий Гудков напомнил Znak.com, что сейчас у партии есть проблемы с перерегистрацией устава и переименованием, и они — первоочередные.
«Если брать Москву и Санкт-Петербург, то это два ключевых региона. Чтобы участвовать в этих выборах, не нужно проходить какие-то фильтры. Для партии в регионе зарегистрироваться на выборах по списку может быть проблемой. В Москве надо собрать подписи для регистрации в одномандатном округе. Сложно, но реально. А в Санкт-Петербурге мы участвуем в коалиции „Объединенные демократы“, разыгрывается полторы тысячи мандатов. С губернаторскими выборами все сложнее: есть фильтры, могут не пустить, поэтому участие ради участия бессмысленно. А в Липецкой области есть сильный кандидат, депутат регионального Заксобрания Олег Хомутинников (избирался от ЛДПР, позже был исключен из партии за „предательство“, далее вступил в „Открытую Россию“ Михаила Ходорковского — прим. авт.), местный депутат, оппозиционер, объединивший вокруг себя разные силы, он креативный, молодой. Ему надо будет преодолевать муниципальный фильтр. Что касается областных заксов, обсуждаем, но пока не определились, потому что надо для начала понять, что у нас с партией. Если до марта мы не проведем съезд и не примем новый устав, партию вообще могут закрыть. Поэтому 23 февраля у нас будет технический съезд, где мы будем принимать все решения, чтобы устранить недостатки устава. Надо понять, с каким брендом мы вообще идем: „Партия перемен“, „Гражданская инициатива“, будет она вообще или не будет? Сейчас мы заняты решением этого вопроса», — поясняет Гудков.
Политтехнолог, член политсовета «Партии перемен» Марина Литвинович подтвердила Znak.com, что главная цель партии — это участие в выборах в Госдуму в 2021 году.
«Сейчас по мере сил участвуем в выборах везде, где есть толковые люди. Да, конечно, идти в Госдуму без сбора подписей было бы идеально. Тут есть политтехнологический подход — участвовать в выборах в сельсоветы, чтобы потом идти без подписей в региональные Заксобрания и стараться получить хоть один мандат где угодно. Но мы ориентируемся на участие в выборах там, где у нас есть реальные сторонники. Сейчас партия только на этапе становления, при этом есть проблемы с ее переименованием. Надеемся, получится преодолеть все трудности», — говорит Литвинович.
Источники, близкие к руководству «Партии перемен», говорят, что проблемы партии отчасти связаны с самоустранением из процесса Собчак (хотя та иногда публикует в своем телеграм-канале фото, где показывает, что занимается партийными делами). Изначально ожидалось, что Собчак поможет со сбором средств. Сомнения в том, что Собчак будет активно заниматься партийными делами, появились еще год назад, когда телеведущая не стала сопредседателем партии, а лишь вошла в политсовет.
Собеседник, близкий к администрации президента, говорит, что на Старой площади видят несколько «проблемных точек», которые мешают партии: это ее позиция по непризнанию Крыма российским и отказ порицать западные антироссийские санкции (и секторальные, и персональные).
Правая партия в эпоху левого трендаГлава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что партию подводит то, что для российской политики сейчас скорее характерен левый тренд.
Политолог Александр Пожалов считает, что протестные настроения, особенно в регионах, носят в основном социально-экономический характер, касаются уровня повседневной жизни, а не недовольства политическим устройством и внешней политикой страны.
«В этих условиях у „Партии перемен“ нет никаких конкурентных преимуществ, — говорит он. — Выборы 2018 года показали, что парламентские партии КПРФ и ЛДПР — главные бенефициары социального протеста на выборах в регионах, их результаты в регионах выросли в два-три раза по сравнению с аналогичными выборами пять лет назад. Это же отражают и текущие рейтинги партий. КПРФ и ЛДПР, в отличие от прошлых лет, в 2018 году одержали намного больше побед и в одномандатных округах на выборах Заксобраний и гордум. А поход „Партии перемен“ на муниципальные выборы в прошлом году завершился конфузом в подмосковном Красногорске и поселениях „новой Москвы“», — считает Пожалов.
Политолог говорит, что запрос населения на обновление партийного поля — это в первую очередь запрос на появление новых лиц в политике, а не создание новых партий.
Та же КПРФ сама идёт по этому пути, в партии за два года заметно омолодился руководящий состав в регионах.
«В отличие от КПРФ, ЛДПР и „эсеров“ (а на муниципальной кампании в Санкт-Петербурге — еще и „Яблока“ с „Партией Роста“), имеющих право выдвигать кандидатов без сбора подписей, „Партия перемен“ не в состоянии предложить потенциальным кандидатам возможность автоматически зарегистрироваться на выборы. Специальных финансовых и юридических ресурсов для сторонних кандидатов на региональных выборах партия не предоставляет. Наконец, у „Партии перемен“ нет ярких лидеров для регионов. В случае Дмитрия Гудкова можно говорить о том, что хороший и неконфликтный человек — это еще не обязательно успешный политик. Его известность и некоторый уровень доверия ограничены столичным регионом. А Ксения Собчак, попытка которой лично участвовать в политике выглядела откровенно фальшиво, — это балласт для „Партии перемен“ и ошибка самого Гудкова, осложнившая ему взаимодействие с другими политиками либерального фланга», — добавляет Пожалов. У Гудкова имидж «несистемного оппозиционера», сродни Навальному. Это отпугивает потенциальных союзников в глубинке, рассуждает политолог Аббас Галлямов.
«Все-таки входить в жёсткое противостояние с режимом большинству страшно. Это касается и самих политиков, и избирателей. Степень оппозиционности последних пока позволяет им голосовать только за КПРФ, ЛДПР или СР. Со временем это, возможно, изменится, но пока это именно так», — резюмирует эксперт.
Екатерина Винокурова
Печать