Партии начали подготовку к выборам в Мосгордуму. Многие уже определились со стратегиями: кто-то собирается использовать самовыдвиженцев, кто-то определит кандидатов в депутаты через праймериз, кто-то объединяется в коалиции с разными организациями. Впрочем, все это не касается партии «Яблоко», которая, имея широкий электоральный ресурс в столице, рискует не собрать и 1% голосов избирателей этой осенью. Эксперты отмечают, что у демократов есть все шансы побороться за московские мандаты. Но они же сами себе мешают. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Пациент скорее мертвРоссийская либеральная оппозиция всегда ассоциировалась в первую очередь с партией «Яблоко». Еще в те времена, когда об Алексее Навальном никто не знал, именно «яблочники» были на страже демократических ценностей и правоцентристских идей в стране. Несмотря на многочисленные внутрипартийные кризисы, партии удавалось набирать хорошие проценты на выборах всех уровней в столице. Казалось бы, именно выборы в Мосгордуму должны стать главной точкой приложения усилий «Яблока». Особенно это актуально в свете роста протестных настроений в обществе, когда на одних лишь антиэлитных настроениях любая оппозиционная партия может набрать себе политических очков. Но внутрипартийный кризис подрывает саму возможность участия в выборах в Мосгордуму.
Еще в августе прошлого года главный политтехнолог партии Максим Кац заявил, что участвовать в выборах в Мосгордуму «Яблоку» не имеет смысла. Он считает, что «админресурс в Москве все равно не победить», и ни один из 45 мандатов не достанется «яблочнику». Поэтому он предлагал сконцентрировать свое внимание на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге. Федеральное руководство партии такую точку зрения не приняло.
«”Яблоко” готово выдвинуть кандидатов во всех 45 округах Москвы. В каждом из округов нам предстоит собрать около 5 тысяч подписей избирателей. Мы понимаем, что это процедура отсева и недопуска неугодных кандидатов. Однако мы будем бороться», – заявил заместитель председателя партии Николай Рыбаков.
Война всех против всехОчевидно, что единой позиции внутри «Яблока» ни по одному из актуальных вопросов, в том числе по участию в московских выборах, нет. В конфликтах между московским отделением и центральным руководством можно сломать голову. Самым ярким из них является конфликт бывшего лидера московских «яблочников» Сергея Митрохина с отцом-основателем партии Григорием Явлинским. Напомним, что Митрохин, проиграв в 2018 году на внутрипартийных праймериз перед выборами мэра, не согласился с результатами голосования. Это стало поводом к прекращению каких-либо его контактов с Явлинским.
Кто сейчас руководит партией – тоже непонятно. Официально председателем «Яблока» является Эмилия Слабунова. Но, как сообщают наши источники в «Яблоке», по факту партией управляет Явлинский. Правда, «его никто не видит».
Политологи считают, что «яблочники» до сих пор обладают мощным электоральным потенциалом в столице.
«Потенциал и сейчас у «Яблока» именно в Москве не малый. Потому что интеллигенция и средний класс сохранились в столице. Но есть два «но». Во-первых, это отсутствие политической деятельности. Явлинский выстроил партию так, чтоб она без него не работала. Вот она и не работает. Второе – это фигура Митрохина. Он в реальности скорее фигура крайне правого протеста, чем либерального центризма. Он, если и отберет голоса, то у Навального. А революции «яблочного» избирателя не интересуют. Митрохин своим постоянным протестом не находится в тренде собственных избирателей», – отмечает политолог Дмитрий Журавлев.
Москва – столица «Яблока»Журавлев считает абсолютно логичной ситуацию, при которой «Яблоко» проигрывало бы по всей стране, но одерживало бы победы именно в столице. Так и было до 2009 года, когда сенсационно ни один «яблочник» не пробился в Мосгордуму. Еще в 2005 году на выборах в столичный парламент «Яблоко» набрало 11%, а в 2011 взяло рекордные четыре места в Мосгордуме. По сути, в конце 90-х и начале 2000-х эта партия была чуть ли не второй политической силой в Москве. К примеру, той же ЛДПР о подобных результатах приходилось только мечтать. Политологи считают, что успех партии был связан с широкой поддержкой столичной интеллигенции.
«Партия «Яблоко» по своему электорату – это партия учителей и врачей, то есть интеллигенции. Именно поэтому она была в Москве сильна. Столица – это точка сбора интеллигенции и среднего класса. Они были ориентированы на «Яблоко» отчасти потому, что больше не на кого, отчасти из-за идеологических лозунгов «Яблока», – отмечает политолог Дмитрий Журавлев.
Также эксперты считают, что рейтингу партии благоприятствовала ее социально-экономическая повестка, которая была оппозиционна ельцинской и непохожа на коммунистическую.
«Запрос на либерализацию экономики в конце 90-х совпал со становлением «Яблока». Неудачная экономическая политика команды Ельцина и критика Явлинского вылились в рейтинг «Яблока». Это был такой антиельцинский электорат», – считает политолог Дмитрий Фетисов.
Отметим, что на последних выборах в Мосгордуму пять лет назад «Яблоко» не сумело занять хотя бы одно депутатское кресло. Эксперты связывают столь серьезное падение рейтингов партии не только с внутрипартийными кризисом, но и с «разрыванием» правого электората, который теперь может в равной степени проголосовать как за Алексея Навального, так и за Дмитрия Гудкова или Ксению Собчак.
Отшельники от оппозицииПри таком раскладе, возможно, было бы логичным самораспутиться или же полностью закрыться и заняться подготовкой кадров, как предлагает Явлинский. Однако просвет в жизни «Яблока» появился не так давно – в 2017 году на муниципальных выборах в Москве. Несколько десятков «яблочников» смогли одержать победу в избирательных округах.
Тогда имела место политическая коалиция Каца-Гудкова. Успешную практику создания коалиций можно было бы продолжить и на выборах в Мосгордуму. Но в этом вопросе руководство «Яблока» решило придерживаться единоличных устремлений. Напомним, столичная оппозиция на этой неделе предложила выдвигать единых кандидатов от каждого округа путем праймериз, вне зависимости от партийной принадлежности того ли иного кандидата. На этот зов откликнулись практически все оппозиционные силы Москвы, в том числе коммунисты и эсеры. А вот руководство «Яблока» решило не просто самоустраниться, но и запретить своим сторонникам участвовать в коалициях.
«Мы, независимые муниципальные депутаты, заявляем, что в Москве должна быть создана система контроля за исполнительной властью. В думе должна быть сформирована коалиция независимых депутатов. Я знаю, что наши коллеги хотели присутствовать на конференции. Но партийное начальство запретило им это делать. Я хочу обратиться к ним, чтобы они проявили благоразумие», – заявила муниципальный депутат, выдвигавшаяся от проекта Каца-Гудкова, Елизавета Алиева.
Стремление изолироваться от остальной части оппозиции, возможно, даже больше сказывается на падении рейтингов «Яблока», чем внутрипартийный кризис. Эксперты называют это явление «родовой травмой» российской оппозиции.
«Родовая травма российской оппозиции заключается в том, что на два оппозиционера приходится пять мнений. Они изначально не способны на консолидацию и на какие-то договоренности. Самым ярко выраженным носителем этой родовой травмы и является «Яблоко» и его руководство», – отмечает политолог Павел Салин.
Шансы естьИ даже с учетом всего вышеперечисленного у «Яблока» остаются шансы удивить на предстоящих выборах в Мосгордуму и показать мощный результат. Как это ни странно, но такой перспективе сопутствует сама структура голосования.
«В пользу «Яблока» играет то, что выборы в Мосгордуму будут проходить исключительно по одномандатным округам. Весь электорат «Яблока» сконцентрирован избирательно. Поэтому есть возможность сконцентрировать кампанию на этих локациях, а не размазывать ее по всей Москве, как если бы «Яблоко» шло по партийным спискам. Это дешевле. На вложенный рубль будет эффекта больше», – считает политолог Павел Салин.
Правда, для этого руководству «Яблока» нужно перестать вести себя, как обиженный ребенок, и начать идти на компромиссы с другими оппозиционными силами. Эксперт отмечает, что было бы более эффективным, если не выдвигать единого кандидата, то хотя бы поделить между собой округа, не разрывая протестный либеральный электорат. Впрочем, никаких намеков на готовность договариваться «Яблоко» пока не демонстрирует.
Печать