Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев изучил результаты социологических исследований ВЦИОМ и ФОМ, касающиеся внешней политики и позиции Кремля на международной арене.
В течение долгого времени утверждение о том, что россияне критикуют внутреннюю политику Кремля, но обеими руками поддерживают его внешнеполитический курс, было едва ли не азбучной истиной для политологов, социологов и журналистов. Однако обвал рейтингов власти летом 2018 г. поставил этот тезис под вопрос. Все чаще начали раздаваться голоса экспертов, утверждающих, что непопулярные реформы и падение уровня жизни поменяли отношение значительной части граждан к курсу Кремля на международной арене.
Как это достаточно часто бывает, обе стороны дискуссии
предпочли проигнорировать данные, собранные социологами.
Исследования полстеров подтверждают тезис о том, что уровень одобрения россиянами внешней политики государства заметно снизился. Однако масштабы этого падения оцениваются каждым из социологических центров по-разному.
Падение, снижение, обрушение?
Как показывают
изыскания ВЦИОМ, индекс удовлетворенности россиян внешней политикой государства за последний год существенно снизился. В декабре 2017 г. он достигал 73 пунктов, год спустя – уже 62. Впрочем, это падение сложно назвать рекордным. Например, в течение 12 месяцев с начала второго квартала 2016 г. индекс колебался в коридоре от 53 до 59 пунктов. Безусловно, в период «посткрымской эйфории» этот показатель достигал куда больших значений (80 пунктов в третьем квартале 2014 г.), однако ситуацию сложно назвать катастрофической.
Данные ФОМ указывают на более
ощутимое снижение удовлетворенности россиян внешней политикой Кремля. В данном случае речь идет о четких трендах, фиксируемых в течение последних 4 лет. Следует подчеркнуть, что при этом полстер не фиксирует ощутимого снижения доли россиян, интересующихся международной обстановкой. Согласно результатам опроса, проведенного ФОМ 26 – 27 января 2019 г., за внешней политикой России следят 56% совершеннолетних граждан (против 60% в 2015 г.). 32% респондентов убеждены в том, что руководство страны уделяет слишком много внимания внешней политике (против 17% в 2015 г.). 14% придерживаются прямо противоположной точки зрения (в 2015 г. об этом заявляли 8%). 38% полагают, что международным проблемам уделяют ровно столько внимания, сколько они того заслуживают (показатели за 2015 г. – 55%).
45% придерживаются мнения, что за последнее время во внешней политики России было больше успехов, чем неудач (против 57% в 2015 г.). Прямо противоположную оценку дают 25% (прирост на 9% с 2015 г.). 30 не смогли дать ответа на соответствующий вопрос. Отвечая на открытый вопрос об успехах внешней политики России, 47% респондентов затруднились ответить, а 11% заявили об отсутствии достижений. Из числа конкретных достижений были упомянуты помощь Сирии (15%), «улучшение отношений с зарубежными странами» (8%), присоединение Крыма (6%) и укрепление обороноспособности России (5%). Доля прочих ответов находится на уровне ниже статистической погрешности. Серьезные затруднения вызвал открытый вопрос о неудачах во внешней политике России (60% не смогли дать на него ответа). 9% заявили об отсутствии каких-либо провалов на международной арене. Среди наиболее крупных неудач были названы напряженность во взаимоотношениях со странами США и ЕС (11%), а также с Украиной (11%).
Четвертая власть - акции вниз
Есть основания предполагать, что отчасти смена настроений россиян обусловлена падением влияния СМИ на восприятие гражданами внешней политики. Манера подачи материала, выработанная за последние годы официальными и официозными массмедиа, успела приесться россиянам и уже не оказывает прежнего эффекта. Как бы банально это ни прозвучало, но «холодильник победил телевизор». Во многом – в силу нежелания последнего адаптироваться к смене конъюнктуры. Рост недовольства внутренней политикой не мог не сказаться на том, как граждане воспринимают действия власти на международной арене. Однако, по неясным причинам, соответствующие коррективы так и не были внесены. В результате молодое вино прорвало старые меха.
Так, за последний месяц тема Венесуэлы успела стать одной из центральных для отечественных ТВ-шоу. Аудитории транслируется четкий посыл: в латиноамериканской стране происходит «цветная революция» (естественно, при активном участии США), которая угрожает не только народу боливарианской республики, но и интересам России в регионе. На продвижение этого месседжа брошены лучшие кадры политических журналистов. И каков результат?
Согласно результатам
опроса ВЦИОМ, за ситуацией в Венесуэле следят 57% респондентов, но лишь 14% – на регулярной основе. При этом 43% опрошенных, интересующихся ситуацией в Каракасе, затрудняются дать определение происходящему в стране. 57% респондентов, отслеживающих ситуацию в Венесуэле, придерживаются мнения, что победа оппозиции не повлияет на отношения Каракаса и Москвы.
24% россиян испытывают позитивные эмоции в отношении протестующих в Венесуэле (негативные – 36%). Для сравнения, президента Мадуро и в целом власти Венесуэлы вызывают положительные эмоции у 36% респондентов (отрицательные – у 9%). Эти результаты можно было бы назвать высокими, если бы не одно «но». Давайте вспомним, в эфире скольких федеральных телеканалов или радиостанций мы сталкивались с позитивной оценкой венесуэльской оппозиции? И сколько ветеранов политических ток-шоу отстаивали доброе имя Мадуро? Эффект явно не соответствует затраченным ресурсам.
О снижении влиянии медиакратов на сознание россиян свидетельствует и реакция общества на задержание судов ВМФ Украины в Керченском проливе. Произошедшее спровоцировало очередной итог информационной войны по обе стороны конфликта. Однако в ходе опроса, проведенного ФОМ в начале декабря 2018 г., 37% респондентов
заявили о том, что относятся к Украине позитивно, а 34% – безразлично. Лишь 21% опрошенных сообщил о негативном отношении к Украине. 68% указали, что, по их мнению, российское руководство должно стремиться к улучшению отношений с официальным Киевом (противоположной точки зрения придерживались лишь 18%). 45% считали, что полномасштабная война между Россией и Украиной невозможна. В высокой вероятности открытого вооруженного конфликта были убеждены только 15%. 29% респондентов оценивали этот сценарий развития событий как маловероятный. При этом о керченском инциденте был осведомлены 82% опрошенных. Большинство российских СМИ дали жесткую оценку действиям украинского руководства (и вполне заслуженно). Однако большинство россиян проигнорировали очередную алармистскую волну. На фоне отсутствия как значимых успехов, так и серьезных угроз «на украинском направлении» происходящее восприняли как очередной акт бесконечного и порядком всех утомившего геополитического спектакля. И усиление ориентации граждан на внутриполитическую повестку усилило этот эффект.
Печать